Ефремов Денис. Психолог, гештальттерапевт, спортивный психолог

Тревога в спорте. Как с ней быть?

Решил выложить немного сокращенную главу из своего диплома по спортивному коучингу шахматистов. Может быть кому-нибудь будет полезным.

Когда спортсмен пытается контролировать и удерживать свое предстартовое волнение, то возможный итогом будет тревога или тревожное состояние.

«Гештальт понимает тревогу как задержанное, блокированное возбуждение» [«Путешествие в Гештальт», с 322.]

Тревога одно из самых распространенных явлений в жизни, и в терапии – пишут Наталья Лебедева и Елена Иванова, к этим словам можно добавить, что тревога очень частый гость и в спорте. Предстартовое волнение, которое спортсмен пытается удержать, ведь «серьезным и опытным» спортсменами не пристало бояться соперников, перерастает в слабоосознаваемую тревогу. А та в свою очередь, естественно, проявляется на соматическом уровне: у кого-то начинает трястись руки, кого-то сильно подташнивает, у кого-то боль в груди, головокружения и т.п.

«Артист готов, а занавес еще не поднят. Возбуждение действовать, но можно только мерить уборную шагами. Блокированное возбуждение начинает взвинчивать тревогу. В голове начинает прокручиваться репетиция; движения мечущиеся, оксигенация нарушена, в голове сумятица, внимание рассеянное, «все забыл»; в ужасе видится провал (провал в будущее время). Падает самооценка. Начинается разрыв конфлуэнции (слияния) с образом «я – настоящий актер»; паника – это невыносимо. Легче возложить проекцию на зрителя – «эти невежды меня освищут». Разрыв связи со зрителями: «не желаю ни о чем с ними говорить». Занавес: с бледного, трясущего актера льется пот. Голос пропал» [«Путешествие в Гештальт»,с. 326-327]. Столь яркое описание тревожного состояния можно без особых потерь перенести и на шахматный мир, только у нас вместо проекций на зрителя, будут проекции на соперника «он готов лучше», «шансов нет», «вот он сидит довольный, рад жеребьевке» и т.п.

Как же обходится с тревогой?

Лебедева и Иванова в книги приводят ряд рекомендаций, которые могут помочь снизить уровень тревоги, Эти рекомендации подойдут и спортсменам. Попробую их резюмировать.

1. Так как тревога это ретрофлексивный механизм (то есть происходит сдерживание, подавление реакции), то имеет смысл дать движению быть, то есть попытаться раскрыть ретрофлексию. Дать некоторые физические нагрузки. Например, не ехать на тур, а пройтись пешком, подняться по лестнице, а не на лифте. Поприседать в конце концов.

2. В связи с тем, что тревога эта «разрыв между возбуждением, порождаемым сегодняшним страхом, и невозможностью его отреагировать, так как его объект – в прошлом или будущем» [там же с.325] имеет смысл попытаться вернуться в «здесь и сейчас» и сделать то, что можно сделать сейчас, а не фантазировать о будущем провале. Одним словом отвлечься: почитать, поиграть, поговорить.

3. Тревога, как утверждал еще Ф. Перлз, это не только заблокированное возбуждение, но еще и затруднения в дыхании, отсюда следует следующая рекомендация – дыхательные упражнения разного рода.

4. Поделиться своей тревогой с кем-нибудь – «выговориться и выплакаться». То есть войти в контакт со своею тревогой.

Конечно, у этих рекомендаций есть не только плюс в виде снижения уровня тревожности, но и минусы. Первые два это по сути, осознанная дефлексия – то есть перевод энергии в другое русло. И тогда главное «не переборщить» с этим, иначе есть угроза выйти на старт совсем уж с низкой энергией, что, естественно, не позволительно для спорта. Что касается последней рекомендации, то далеко не у каждого спортсмена есть на соревновании кто-то, кто готов будет слушать про твою тревогу (перед каждым туром?) и давать поддержку, а не советы по типу: «все будет хорошо, не бери в голову! Соберись и играй». Такие советы могут лишь обесценить переживания и загнать его еще глубже в фон.

Но, тем не менее, эти способы экстренной помощи должны быть в арсенале и спортсмена и тренера. Если же тревожные состояния слишком часты, то тут конечно лучше поработать с психологом. И тогда возможно не только вскроется и решится проблема чрезмерной тревожности, но и откроются новые ресурсы для профессионального роста.

Что касается процесса терапии или коучинга, то здесь как раз наоборот стратегия работы должна сводиться не к снижению тревоги, а к ее амплификации, дабы, прежде чем подвергаться «переделки», тревога должна быть осознана, присвоена и исследована во всех своих нюансах и проявлениях.

Ефремов Денис. Психолог, гештальттерапевт, спортивный психолог. Кмс, тренер по шахматам.

http://den-efremov.livejournal.com

http://vkontakte.ru/id144736572


Comments are closed.