Ян Непо про киберспорт ( Про задроство компьютерных игр, часами на пролет в кашу у компа) Привет передаю всем CS GO игрокам и PUGB

Не все знают, что вице-чемпион мира и член сборной России по шахматам Ян Непомнящий еще и киберспортсмен — причем один из первых. Еще в 2006 году известный шахматист открыл для себя мир еще первой DotA, а спустя пять лет Ян со своей командой стал чемпионом ASUS Winter Cup 2011, самого престижного турнира в СНГ и Европе того времени. Чуть позже мы увидим его в качестве статсмена чемпионата The International, игрока в карточную стратегию HearthStone и директора по развитию оргаиизации Elements Pro Gaming. Несмотря на то, что в последнее время Непомнящий сосредоточил свое внимание на шахматах, Ян согласился уделить время на несколько вопросов киберспортивной тематики.

— Здравствуй, Ян. Ты говорил в интервью, что играешь в DotA с 2006 года. Стала ли для тебя за десять лет карта доты второй шахматной доской?
— Понятно, что в первой доте я знал абсолютно все про игру, она была не так переменчива. Про вторую я так сказать не могу: с самого начала в игре были какие-то баги, выдаваемые за особенности и механику игры. С момента запуска Dota 2 очень многое поменялось, что-то осталось, что-то пофиксили, механика способностей изменилась, карта стала другая. Тот патч, когда добавили таланты героев и прочие нововведения, вообще, как говорили, создал новую доту. В тот период я как раз еще долго не заходил в игру, и когда наконец ее запустил, у меня просто глаза на лоб полезли от этих изменений. Сейчас, когда у меня есть свободное время и когда в ленте выплывают видео с фишками и прочими обучалками, то смотрю, интересуюсь. Это чтобы наглядно объяснить мой уровень изучения доты на данный момент (смеется). Практики реально мало, но это естественно, когда долгое время пристально не следишь, а все двигается вперед. Раньше, конечно, я знал гораздо больше и лучше, сейчас что-то уже забыл, что-то изменилось. Но если посвятить какое-то время изучению и восстановить, то уверен, получится довольно быстро заполнить эти белые пятна.

 
— Часто ли ты играешь в последнее время? 
— Сейчас у меня реально мало времени, и мне безумно разонравился матчмейкинг (прим: система поиска игры). Бывает, что «зарейджил», «ливнул», получил лоу приорити (прим: наказание игрой с такими же наказанными игроками), и теперь чтобы из него выйти, надо не просто отыграть определенное количество игр, а именно их выиграть. Это, честно говоря, иногда бывает практически невозможно, по причине того, какие люди там играют. А так захожу, может, раз, иногда пару раз в неделю поиграть клозы с друзьями или что-то в этом духе. Но так чтобы постоянно – нет, не играю. Вот я жду сейчас новый патч (прим: интервью было взято до выхода обновления 7.07), может быть, он сделает что-то хорошее с матчмейкингом, с балансом, как будет время, буду, конечно, его тестировать.
 
— Ждешь ли ты новых героев в этом патче? Что о них думаешь?
— Мне стыдно признать, но я не знаю, какие там будут новые герои. Хотя я видел, что анонсировали на The International кота в сапогах, а кого еще – не знаю. По поводу добавления героев, я думаю, их стоит добавлять очень осторожно. До того, как я играл в Dota 2, я какое-то время увлекался HoN (прим: Heroes of Newerth, MOBA-игра), и в 2008-2009 была целая куча героев, которых просто скопировали из доты, например, совмещая качества двух героев в одном. Потом не знаю, либо им надоело копировать, либо начались проблемы с авторскими правами, но они стали делать героев сами. Разработчиков уже было не остановить – они их штамповали со скоростью света, и началась какая-то ерунда, на мой взгляд. Чтобы такого не случилось в доте, я думаю, героев надо добавлять очень аккуратно, чтобы как минимум не сломать баланс, как это произошло, например, с добавлением Earth Spirit.


Победитель ASUS Open Cup Winter 2011— команда The Retry.
Слева — направо: Ян «FrostNova» Непомнящий, BloodAngel, Drag13, MrDeath, PGG

 — Ян, почему между киберспортом и шахматами ты все же выбрал второе?
 — Как минимум, если учитывать время, потраченное мною на определенную деятельность, то разница колоссальная. Ведь шахматами я занимаюсь с 5 лет, а киберспортом серьезно увлекался 1-2 года. Когда я впервые задумался о киберспорте всерьёз, по-моему, еще не было даже первого The International, индустрия была совсем не развита в плане заработка, организаций, перспектив. Конечно, эти мысли посетили и после, но с шахматами расставаться был не готов, все-таки очень серьезный шаг. А совмещать, я бы сказал, нереально, ведь очень тяжело на должном уровне быть успешным в двух настолько разных сферах, которые, тем не менее, очень похожи в уровне требуемой самоотдачи. И там, и там необходимо много внимания, усердия, тренировок.
 
— Ты также много играл в Hearthstone, по крайней мере, раньше. Что изменилось сейчас?
— Очень много играл в период с 2014 по 2016, постоянно входил в топ Европы, лучший результат, по-моему, был топ-7. Но это было довольно давно. Потом начались разные обновления, к которым мне тяжело было привыкнуть. Главным образом, это «Древние Боги», на мой взгляд, они сломали баланс, по крайней мере тот, что мне нравится. Сейчас, например, легенду взять мне было бы довольно просто, по сути один вечер посидеть. Но вот войти в топ 50–100 – это уже сложнее.
 
— Расскажи, ведешь ли ты трансляции на Twitch?
— Я пытаюсь, как любитель, конечно, ведь профессионально – это когда зарабатываешь на этом, я же стримлю без донатов и рекламы. Никогда не транслирую шахматы, в основном это Hearthstone. Когда есть время, то стримлю 1-2 раза в неделю, гораздо реже – каждый день. Безусловно, интереснее стримить, когда у тебя большая аудитория, однако, чтобы ее набрать, надо запускать стрим как можно чаще. В этом году у меня жуткий график, за все лето я был дома, может, недели две, все время были турниры. Осенью появилось побольше времени, а вот в середине декабря будет что-то вроде новогодних каникул, буду онлайн чаще.
 
— Вернемся к Dota 2. Ведется много разговоров о том, что «игра умирает», падает количество игроков. Как ты к этому относишься?
— Как я уже говорил, лично мне дота перестала нравиться в первую очередь из-за матчмейкинга. Его основная проблема в том, что он жутко не сбалансирован, плюс там все мнят себя профессионалами, ведь они смотрят турнирные матчи топовых команд. Половина игр заканчивается уже на стадии выбора героя, когда каждый хватает себе керри или мид. В итоге, если я не успел кликнуть на карту первым, то уже беру саппорта. Но если последним выбирает кто-то другой – это чаще всего будет какой-нибудь пудж в роуме. В общем, я считаю, что матчмейкинг – это главная проблема, которая отталкивает игроков и их количество падает. Думаю, необходимо начать обнулять ММР, делать сезонные рейтинги.

— А что думаешь про MMR сейчас в целом? Насколько эта цифра отражает уровень игры?
— Зависит от того, как долго и каким способом человек набирал этот рейтинг. Те люди, которые в свое время из 200 игр отыграли 198 на виспе, а в 2 играх виспа забирали, и они играли на даззле – очевидно, что это абузеры, которые в целом играют неплохо, но им далеко до игроков топ уровня. Другое дело те же Miracle, Abed – они подтверждают свой уровень игры и на про сцене. Но в целом в топе рейтинга между 7500 и 9000 уже нет большой разницы именно в скилле, когда у человека есть 7500 – это уже показатель, что он умеет играть в доту.

— Как считаешь, есть ли чему Valve поучиться у других разработчиков, чтобы сохранить интерес к игре? 
— По количеству игроков Dota очень быстро выросла в один момент, то, что сейчас идет спад, в какой-то мере закономерно. Мне тяжело судить, потому что я никогда не увлекался League of Legends или Overwatch, но в целом рецепт, наверное, везде одинаковый: чтобы как можно больше людей играли в игру, надо чтобы она была максимально простой и понятной. Именно поэтому доту сейчас упрощают, чтобы привлечь как можно больше новых игроков. При этом, безусловно, важно сохранять интерес уже существующей базы пользователей, чтобы они не закрутили носом и не удалили игру.
 
— Слышал ли ты о компьютерной программе Open AI, которая выигрывает у профессиональных игроков 1 на 1? Как считаешь, возможно ли довести это до идеального?
— Конечно, как минимум то, что сейчас можно играть только на Shadow Fiend, означает, что работы предстоит еще очень и очень много. Бот самообучается, автоматически считает, сколько урона нанесут койлы, ему не нужно, как человеку, определять здоровье по цвету иконки, он сразу знает, сколько здоровья осталось у соперника и понимает, как использовать свои скиллы. Вообще такой бот – это очень круто, но вот создать такой искусственный интеллект, чтобы он отвечал еще и за командную игру, чтобы эти боты между собой могли скооперироваться и не ошибались вообще, гораздо сложнее. Понятно, что, если до этого дойдет, они людей будут обыгрывать на раз-два. На примере шахмат могу сказать, что к идеальному подошли уже довольно близко, по большому счету уже лет 8 нет реальной конкуренции между человеком и компьютером. В доте, я так понимаю, только начали этим заниматься, не считая очень старых ботов: они почти идеально добивали крипов, но на этом их суперспособности заканчивались. Сейчас же если при должной спонсорской поддержке у людей будет большой штаб, и они будут продолжать разрабатывать подобный искусственный интеллект, то понятно, к чему это все приведет – бот научится играть гораздо лучше, чем человек. Как минимум будет решать скорость реакции, ведь у компьютера она будет в разы выше.
 
— Что думаешь о количестве турниров и новой системе со статусами Minor и Major в Dota 2?
— В любом случае, наличие выбора – это лучше, чем его отсутствие, и такое количество турниров открывает больше возможностей для профессиональных команд. Понятно также, что конкуренция среди организаторов помогает рынку развиваться, в отличие от монополии. Я надеюсь, что количество перерастет в качество, и мы увидим большой прогресс в организации турниров. Для игроков это хороший шанс открыться, потому что все турниры сыграть невозможно. Даже если по началу жадность победит, и топовые команды будут пытаться сыграть все подряд и посетить все турниры, то рано или поздно молодые коллективы получат шанс квалифицироваться хотя бы на минор. Как и в большом спорте, вполне логично, что за турниры с большим призовым фондом дается большее количество очков, и с такой колоссальной разницей очевидно, что участие в мажоре для топовых коллективов в разы приоритетнее.

— Какие факторы влияют на результат игроков и команд в киберспорте? Какие изменения могут появиться в индустрии?
— Я думаю, когда люди и владельцы организаций увидят, что от физического здоровья и эмоционального состояния зависят результаты, то каждый киберспортивный клуб придет к тому, чтобы иметь геймхауз, психолога, тренера, диетолога и тому подобное. Например, буткемпы зародились в Китае еще во время первой доты, когда в Европе такого никто не делал, а сейчас это уже одно из обязательных условий подготовки. У самых продвинутых сейчас уже есть либо строятся полноценные геймхаусы, как, например, у Elements Pro Gaming, Vega Squadron и других организаций, где игроки могут думать только об игре, посвящая все свои силы и энергию тренировкам и команде, тимбилдингу, налаживанию отношений в команде, ведь это действительно очень важно. Другие факторы, такие как диета и спортивный режим, также имеют особое влияние, ведь сейчас нагрузки растут, количество турниров, перелетов, часов за компьютером растет, и это сказывается на здоровье, концентрации, внимании, самочувствии.
 
— Как думаешь, что еще из тренировочного процесса киберспорт может позаимствовать у большого спорта?
— Сейчас почти в каждой команде есть тренер, но я также думаю, что вполне могут еще ввести запасных игроков, 1-2 человека. Не stand-in, как это делают сейчас, а полноценный шестой игрок, который будет именно тренироваться каждый день со своей командой. Не уверен, на самом деле, что такое действительно появится, ведь мало кому хочется сидеть на скамье запасных и просто наблюдать за матчами своей команды, все молодые и амбициозные. Однако, если брать топовых возрастных игроков, как, например, Fear, которые могут весь сезон провести, будучи тренером или, например, запасным игроком, это было бы очень полезно. Особенно актуально в вопросах с визой или паспортом, хорошо, когда есть игрок на подхвате, готовый быстро влиться в коллектив и тимплей.

— Ян, спасибо большое, что нашел для нас время! Удачи тебе в будущих турнирах, и конечно, в матчмейкинге. Хотел бы кому-то передать привет?
— Спасибо! Привет Elements Pro Gaming, а также Virtus.pro — поздравляю их с недавней победой на Major, drag13 — с прошедшим Днем Рождения, а также привет XBOCTy, Dendi, Смайлу, Эшу, PGG и Адеквату :) Источник


Comments are closed.